Вокруг света.Часть 2. Монголия | offroadvko.kz
16 Октябрь 2014

Комментарий

6
 Октябрь 16, 2014
 6

Продолжение. Часть 1.

Маршрут: Баян Уул – Норовлин – Батноров – Берх – Ундурхан – Улан – Батор – НП «Горхе – Тэрэлэдж» — Баянхангай –Замар – Булган – Сайхан – Хайрхан – Эрдэнемандал – Цецерлег – Рашант – Их Уул – Тэшиг – Тархи – Тариалан – Эрденебулган – Цаган Уур – Чандман – Ундур – Хат Гал – Цаган Уул – Цецерлег – Зув Говь – оз. Увс Нур – Улангом – оз. Урег – Цаагануур (названия, как мы их поняли с монгольского языка)))

3350 км, средняя скорость движения – 22 км\час.

 

Граница. «Добро пожаловать в Монголию». Через 15 минут со штампами въезда мы пылим вглубь страны.

Баян Уул. Встреча с уже знакомым Баиром и местным переводчиком. Приводят в сарай государственного банка, где меняем рубли на тугрики. 1:52. Дорога на Улан – Батор в дождь превращается в трофи. Нам везет. Сухо, но лужи от недавнего дождя не дают разогнаться. Первая ночевка в степи. Утро дарит ощущение свободы.

Норовлин. Обескураживает цена на топливо – 37 на наши рублики. На кой тряс Сафарь? Есть вещи не постижимые умом. Если топливо закупается в России, почему оно дешевле в Монголии, Казахстане, Кыргызстане? Может быть, существует некая тайная российская формула из которой следует, что в стране добывающей нефть топливо должно быть дороже, чем в странах, куда это топливо экспортируется. Если это так, то должно быть хорошо для страны добывающей нефть ибо государство создано для людей, а не наоборот. С таким умозаключением заходим в продуктовый магазинчик, где покупаем пару банок пива из-за занавешенных полок со спиртным. Чтобы не смущать хмурую часть норовлинского населения, продавщица положила их в непроницаемый свету пакетик. По пятницам здесь не продают.

Берх. Приличный городок. Рудник. Здесь есть работа и здесь много крузаков.

40-метровый памятник Чингиз – Хану. Впечатляет. Много туристов. Карта завоеваний. Мы тоже были завоеваны.

                            

    


Улан – Батор. Бывшая площадь Сухэ – Батора, а теперь Чингиз – хана. Свадебные кортежи.

Паркуемся поблизости у какой – то стройки. Гуляем по площади в ожидании друга – Баярсайхана. Познакомились в первую экспедицию. Радость встречи подпортили местные гаишники, успевшие эвакуировать с площади Марк-2 на штрафплощадку. Выкупив машину, поужинали в домашней обстановке и поехали на работу к Жемчужине, так зовут жену друга, красавицу и известного дизайнера женской одежды, сочетающую современные и народные стили. Заказы на индивидуальную одежду поступают со всей Монголии, в том числе и от жены Стивена Сигала. Штурман тут же был одет в одежду монгольских бурятов, которая очень шла к ее скулам.

Убедив друзей, что нас не следует сопровождать в национальный парк (НП) «Горхи Тэрэлэдж», выдвигаемся в парк. Излюбленное место молодежи. Народ отдыхает на базах, коттеджах, кэмпах и просто у дороги. Мы предпочли последнее. Утром следующего дня, подъехав к Черепахе (каменюка здоровая), устремляемся к красивому храму неподалеку. Навстречу группа пожилых туристов. Угадав в них японцев, вспомнил несколько фраз. «Охайо гадзаймас!» приветствовал каждого. Вначале отшатнувшись, затем придя в себя, с изумлением отвечали. Вежливый народ! А как бы вы повели себя, если бы, допустим на отдыхе в Турции, какой- нибудь семенящий мимо барбос вдруг поздоровался с вами на русском языке? Хорошо, что не перепутал с фразой «Водка о кудасай».

 

Поднимаемся к храму. О счастье! Перед нами открываются двери монастыря. Тихо сидим в его прохладном помещении, немолодая женщина усердно молится. Она живет в Внутренней Монголии Китая и приехала на родину. Пока беседовал с ее племянником, прекрасно говорившем на русском, Штурман подружилась с женщиной, обменявшись сувенирами. Не столь важно знание языка, если люди близки по духу.

Объехав парк по периметру, останавливаемся в глухой его части, ночью встречаем настоящих монгольских джиперов на УАЗ-469. Нас угощают пивом, на экранчике телефона показывают гонки на УАЗах и КТМ. Фото на память.

Замар. Красивейший перевал из увиденных. Умудряемся на нем пристроится и приготовить борщ с кониной.

 

Дорога вдоль полей и рудников. Механизмы вгрызаются в землю. Стада животных, бредущие вдоль рудников в пыли проезжающих самосвалов. Экскаваторы – монстры. Как-то не по себе от увиденного. Скорее на простор.

Булган – областной (аймаг) центр. На улице продают айраг – кумыс по нашему. Для монголов это ритуал. Пиалы и стулья для покупателей. Пьют здесь же, не спеша, смакуя, в удовольствие. Мы со своими кружками.

За пределами города, съезжаем к небольшой речушке – место отдыха горожан. Утром дождь. Замечаю монгола с удочкой. Расспрашиваем об обитателях водоема. Ленок, хариус. На кузнечика. Зоолог по профессии. Преподаватель столичного университета. Специалист по ящерицам и змеям. В багажнике его машины несколько экземпляров. Он уехал, а мы впервые попробовали рыбки.

Сайхан. Здесь лучший в Монголии кумыс, со слов преподавателя. Покупаем пластиковую бутылку. Штурман пьет потихоньку, навигация в норме.

Хайрхан. Приглашены в юрту. Чаевничаем. На стене награды хозяина за участие в конных состязаниях.

 

Любят монголы лошадей. Теряем дорогу. Вовремя подсказывают.

 

 

По бумажной карте до Их Уула 50 км, навигатор предлагает путь в 100. Прочь навигатор. Заброшенное селение Их Атс. Парк комбайнов. Упираемся в реку Селенга. Неужели та самая Селенга?! Пожилой монгол седлает лошадь, его супруга нам в дорогу пакет ааруула – монгольского засушенного сладкого козьего сыра. Едем за всадником. Дважды пересекаем реку. Благодарим баночкой холодного пива. Монгол пьет медленно, задумчиво провожает нас взглядом. Весело катим по дороге, пока не упираемся в уже серьезную реку. На нашем берегу колесный трактор под уклоном, на другом – какие то корыта вроде парома и никого. Пилот в ступоре.

Возвращаемся. Полдень. В ближайшей юрте спят, кроме маленького пацана. Бодрствующий сынишка будит своего отца. Отец просыпается не сразу. Сонно смотрит, постепенно осознает, что надо. Предложил вернуться к парому, типа щас буду. Радуемся, что нас поняли, возвращаемся на берег. Осматриваю трактор. Аккумулятора нет. Стоит под уклоном. Заведется. Топливного бака нет. Это уже интересно. В воду уходит трос. За него тянут. Понятно. Прождав полтора часа, возвращаемся к юрте. Монгол сидит на земле, клеит мотоциклетную камеру.

 

Зачем мотоцикл, если до переправы 5 минут пешком? Может он без мотоцикла ни шагу, как некоторые городские автолюбители? Спустя пару часов поняли, что мотоцикл нужен, чтобы собрать бригаду паромщиков. Привязав к трактору пластиковую бутылку с горючим, тракторист завел трактор и бригада дружно притянула корыта на наш берег. Заезжаем на этот ковчег. Трактор медленно тянет трос, корыта плывут и в метрах пяти от берега конструкция садится на мель. Бригада бросается в воду и пытается столкнуть паром. Не получается. Тяжелый аппарат. Бросаюсь на помощь. Мало нас.

Паромщики – народ опытный, не сдаются. Предлагают гонять машину по корытам туда – сюда и резко тормозить у края. С недоверием воспринимаю эту затею. Гонять по десяти метрам деревянного настила без бортов, тормозить у края и не свалиться в воду. Высаживаю Штурмана и начинаю осторожно вперед – назад. Жестами показывают активнее гонять. Рев мотора. Газ. Тормоз. Машина и посудина качаются то в одну, то в другую сторону. Бригада подсобляет и через полчаса усилий, мы пристаем к берегу. За это еще 20.000 тугриков заплатили (около 400 руб.).

Поднявшись на перевал, по ходу вытаскиваем грузовичок и останавливаемся в роще. Виден Их Уул, но у нас уже нет сил.

Трасса на Хутаг Ондор строится. Рядом объезд. Нормальное явление, если бы не дождь. Машины размесили так, что без пониженной не проедешь. Ползем. Средняя скорость 17 км.

Березовая роща. Ищем грибы и находим. Пока Штурман готовит борщ и жарит грибы, пилот моет машину. Вечером к нам наведывается гость и приглашает на чебуреки. Переезжаем. Чебуреки, чай – вкусно, но мы наелись борща, грибов, впрок не накушаешься.

Спим в машине под блеянье, меканье, мычанье. Непривычно однако. Утром прощаемся с гостеприимными хозяевами и выезжаем на трассу, представляющее поле битвы с грязью. Последняя одержала победу над грузовиками.

К нам за помощью. Вытащенный грузовик обошелся в оторванную проушину. Другому отдаем аккумулятор, чтобы продолжить войну с новой энергией. Наконец-то удаляемся от трассы на север.

В Тэшиге завариваем проушину за 4000 тугриков (сварка по монгольски ГАГНУУР!)

 

и останавливаемся на берегу озера Харгал в компании белых лебедей.

 

По схеме нарисованной сварщиком едем на Тариалан коротким путем, который заводит в селение Тархи. Монтеры электросети рекомендуют ехать по ЛЭПке. Надежный проводник.

Тариалан. Скрежет засвидетельствовал окончание жизни тормозной колодки. Отъехав от селения, едва успеваем произвести замену, как попадаем под бомбардировку градом. Штурман самоотверженно прикрывает переднее стекло махровым полотенцем. Сумрак, молнии, гром. Красота. Стихия быстро уходит. Ярко сияет солнце. Зеленая трава присыпана белыми шариками.

Вечер на перевале. Недалеко ОБО. Груда камней в ленточках, в деньгах, в хурдах (маленький барабанчик с молитвами, вращающийся от энергии солнца, made in China). Здесь ублажают Духов дороги, оставив свой дар и обойдя его по часовой стрелке три раза. Для нас это Закон Дороги.

 

Утренний гость приехал на мотоцикле, вооруженный винтовкой с оптическим прицелом, Выпив пивка, вручил винтовку, уехал. Не зная, что делать с оружием в чужой стране, устраиваем фотосессию. Вскоре гость возвращается и предлагает трофей — добытого тарбагана, шкурка которого является частью праздничного головного убора монголов, а мясо потребляется в пищу. Вежливо отказавшись, дескать не умеем его готовить, продолжаем путь.

 

Эрдэнэбулган. Спрашиваем дорогу на Цаган Ур. Есть три дороги. Налево пойдешь — долго ехать будешь, направо — опасно для жизни, прямо… монголы призадумались, оценивающим взглядом посмотрели на машину, потом на нас… проедете. Выбираем прямую и короткую дорогу -50 км по карте. Дорога плутает, выводит на косарей.

Указывают направление. Судя по колее проехала одна машина. Дорога оканчивается в зарослях травы.

Возвращаемся. В поисках. Находим. В горы. По ней уж точно год никто не ездил. Навстречу два монгола на мотоцикле. Из их рассказа пилот понял, что впереди камни, поэтому мы не проедем, штурман – впереди поваленный лес — не проедем. Как же монголы проехали? Жестами показывают, что тащили на себе мотоцикл. Ну, если они проехали, почему не проедем мы или не джиперы)))! Тут еще стрелка топлива напомнила, что назад дороги нет. Посовещавшись, принимаем решение «Вперед!». Вскоре показалось болото и разобранная гать. Чай не препятствие для нас. Потаскали бревна, сложили гать, проскочили.

Вверх – вниз, болотень. Когда же эти горы закончатся? Через четыре часа равнина. Упираемся в ограду, разбираем ее и выезжаем на берег реки Ул Гол. Окунаемся в холодные воды, стираем одежду. Пьем за прорыв.

Цаган Ур. У двухвековой лиственницы встречаемся с первым русским.

Александр из Челябинска в рыбтуре, их «Делика» сломалась. Ждут помощи от принимающей стороны. Тут же подъезжает группа иркутян на трех машинах, тоже рыбаки.

Заканчиваются деньги. Попытка поменять в Чандмане и Ундуре не удалась. Валюту не принимают. Надежда на туристический Хат Гол.

Озеро Хубсугул. Младший брат Байкала. Останавливаемся на безлюдном восточном берегу. Костер в ночи и падающие звезды.

От Хубсугула на запад. Очередная попытка ехать по карте приводит в ущелье, а затем на берег реки.

Охладились. Катались по берегу в поисках брода. На наше счастье обнаружили купающихся монголов, приехавших с другого берега. Один из них, добрый человек прошел по реке, указав путь. Еще немного поплутав, поднялись на перевал (2000 м), где были вознаграждены изумительным видом на долину и дорогой на Цаган Ул.

Дорога Цецерлег – Баянтес оказалась самой живописной за все время путешествия. Проезжаем мимо табуна лошадей, остановились по какой-то нужде. Скачет паренек. Предлагает прокатить на лошади. В 16 лет ему принадлежит табун лошадей, стадо овец и коров.

Озеро Увс Нур. Море голубой воды.

Вечерний приезд гостя. Молча выпил две чарки водки, от третьей отказался. Посмотрел в бинокль и ускакал на мотоцикле

Улангом. Областной центр. Здесь уже понимают русскую речь. На рынке меняем деньги.

Покупаем хурд (мечты сбываются))). Общение с австралийскими байкерами Сарой и Малколмом меняет планы.

Едем на озеро Урег.

На утро, изучив карту, решаем ехать вперед, на Ташанту. Туву оставляем на будущее. Когда на дисплее GPS увидели, что через пару км пересечем границу, как – то стало неуютно от встречи с нашими пограничниками. Призадумались. В это же время в сторону границы следовал Прадик. Пожилой монгол решил показать семье место, где прошло его детство. «Если подождете полчаса, покажу дорогу». Конечно подождем! Через пару часов Прадик вернулся и повел за собой повеселевший экипаж.

К пограничному переходу «Цагануур» приехали вторыми. Ждем открытия. Перед нами семья казахов на «фольксвагене». Досмотр. «Что это у вас в коробке?» — «Домкрат», «Покажите» — вынимаю домкрат. «Счастливой дороги, приезжайте еще!». Через 20 км наш пограничный переход «Ташанта».

Описать Монголию невозможно, передать чувства сложно. Месяц как один день. Сожаление, что наше путешествие завершилось так быстро и желание вновь там побывать.

Прошло три года, как увидели Монголию впервые. От того, что избрали северный маршрут или по другой причине, Монголия явила нам, не только бескрайние степи и пустыни, но и засеянные поля, горные разработки. Отечественный автопром повсеместно потеснен праворульными иномарками, на которых монголы также лихо рассекают, как и на скакунах.

Не изменились люди, такие же доброжелательные и открытые. Тот же воздух, душистый и сладкий, как свобода. Те же дороги — направления.

Распространенное в отчетах мнение о дорожном движение в Улан – Баторе, как безумном, не поддерживаем. Авторы не жили во Владивостоке. Разве что водители автобусов понаглее в монгольской столице.

GPS в Монголии помогает, но бумажная карта и бинокль, тетрадка и карандаш обязательны. Выбор очевидно короткой дороги на карте в реальности превращается в интересное приключение с непредсказуемым концом. Награда за авантюру — увиденная красота.

Стоит ли побывать в Монголии? Наш ответ: «Красота этой страны останется с тобой навсегда».

.                            

Далее. Часть 3.

6 responses on “Вокруг света.Часть 2. Монголия

  1. Фотографии ошеломляющие!!!
    Спасибо…
    Ставим себе галочку в будущие планы!!!

  2. Assistent91:

    Просто шикарные фото и отчет! Чтение увлекает!

  3. Alex:

    посмотел фотографии, от зависти хлопнул стакан вина, сразу пришла умная мысль.
    Давай переведем на английский, кто может этим заинтересоваься, ??
    подскажи если знаешь, я готов поучаствовать

  4. путник:

    фото классные, отчет впечатляет. ждем продолжения

  5. Володя, молодцы!!! Хороший старт!!!

  6. Монитор:

    Классно! Опять захотелось в Монголию. Спасибо за оперативный отчет и фотографии. Следим за вашим мега-путешествием.

Добавить комментарий