Вокруг света. часть 18. Аргентина - Чили. Дорога на север. окончание

26 Сентябрь 2017

Комментарий

0
 Сентябрь 26, 2017
 0

Утром прилетает птица, сев на дверку Сафаря, распевает веселые песни, поддерживая Бродяг: «все будет хорошо, вы справитесь».


Подъезжает микроавтобус. Двое мужчин открывают двери домика — офиса туристической компании, осуществляющей экскурсии в Arco Iris. Греют кипяток для утреннего завтрака экипажа и рекомендуют хорошего механика в г. Villa Union. Рисуют схему проезда. По просьбе Пилота отвозят к офису национального парка Talampaya, расположенному в десяти км от вынужденной стоянки, где администрация, узнав о проблеме, любезно предоставляет пароль вайфая для звонка друзьям из клуба и рекомендует того же механика в Villa Union. Получив дружеские рекомендации по снятию редуктора и движению на переднем приводе, Пилот возвращается.
Откручивается задний кардан, вынимаются полуоси, вытаскивается тяжеленный редуктор. Обнаруживается покореженный болт, не он ли источник посторонних звуков? Полуоси возвращаются на свои места.


Выезд запланирован на Villa Union – небольшой городок. До него 70 км. Крупный город La Rioja в 200 км. Подозрительные поведение переднего моста останавливает выбор на ближайшей мастерской. Только бы доехать. Кардан уложен на спальник, редуктор в ноги Штурману. Движение на переднем приводе с пробуксовкой.
Villa Union. Сразу на въезде в городок мастерская Хорхе, так зовут хозяина. Время обеденное, но механики на месте, работают. Редуктор тут же осматривается и разбирается.

Из него извлекается еще один покалеченный болт, заклинивший редуктор. Куски металла от болтов. Шлицы целы. Один из подшипников требует замены, говорит Хорхе, пройдет не больше 1000 км.

Безрезультативные поиски подшипника в городке. Хорхе звонит друзьям в столицу провинции – Сан Хуан, в 300-х км. Обещают передать подшипник завтра. Проблема с передним приводом не решается. Как только механик садится в салон, он работает исправно, молча, без пробуксовки. Испугался мастера.
Пилот не сторонний наблюдатель, но в процесс ремонта не допускается. Ходит за Хорхе с листиком и ручкой, записывая, как на испанском языке звучат названия инструментов: торцевой ключ – «йаве туво», молоток –«мартийо». Отсутствие суеты, каждый спокойно работает, зная свое дело, нет окриков и ругани – в мастерской душевная атмосфера. К вечеру Хорхе приносит бутылку вина со своих виноградников. Бутылка идет по кругу.

Сафарь и экипаж устраиваются на ночлег на территории мастерской у старых машин.

На следующий день приходит подшипник – японский оригинал. Промывка и сборка редуктора. Отсутствующим болтам находится замена. Для надежности они привариваются точечной сваркой. Редуктор вставлен на место. Заливается масло. Пилот прикручивает колеса. Круг по городу. Мост ведет себя безупречно. Оплата работы и пятилитровая бутылка вина от экипажа распивается в дружном коллективе механиков по «джурдженски» — кружка по кругу. Механик Гийом из Чили, в коллективе его шутя зовут «чилено», дарит экипажу флаг своей родины.

Коллективная памятная запись в книге встреч экипажа.

Постепенно народ расходится. Хорхе и Пилот остаются одни. На столе бутылка домашнего аргентинского вина. Задушевный разговор о жизни, о детях, у каждого их четверо… Хорхе зовут «французом» потому, что его предки из французской стороны и потому, что его фамилия «Француз». В прошлом автогонщик,

сейчас механик и владелец автомастерской, виноградников, кафе. В свободное время с друзьями организовывает «покатушки» в какие – нибудь аргентинские дебри и экскурсии в каньон del Triasico (cańondeltriasico.com.ar). Друзья сидят далеко за полночь.
Создать рай на земле, возможно ли? Хорхе его создал. Деньги – не главное в жизни. Он живет в гармонии с собой и окружающим миром. Он занимается тем, что ему нравится. Его окружает любовь близких людей.
10-00. Новый друг экипажа — Антония – жена Хорхе вместе с дочерью забирают Бродяг, чтобы показать им город со смотровой площадки

и отвезти на своей автомашине в местность под названием Banda Florida, в Cańon del Triasico. Место интересное в геологическом отношении. Обнаженные осадочные породы свидетельствуют о триасовом периоде (250 – 200 млн. лет до н.э.) мезозойской эры в истории Земли, где соединены воедино пейзажи парков Talampaya и Ischigualasto. В те времена здесь уже вовсю бегали динозавры.




Конкреции (минеральные образования шаровидной формы) тяжелы, словно пушечные ядра.

Фантастические картины природы. По красоте это место не уступает вышеуказанным паркам, где турист ограничен во времени и свободе.



Поездка завершается обедом в доме Хорхе. Локро маис – вкусное, сытное блюдо из мяса и кукурузы.

Экипаж еще вернется в Villa Union. Пока же по 76-й дороге в селение Vinchina, откуда начинается маршрут к высокогорному озеру Laguna Bravo.
Vinchina.


Остановка у cooperativa — местного коллективного туристического бюро, отсюда организовываются экскурсии. Работник кооперативы – Ариэль оказывает горячий прием, кипятит чайник и искренне желает помочь, оставляет экипаж ночевать на небольшой площадке у турбюро. Несколько членов кооперативы взвешивают вязанки хвороста, собранного в пустынной местности на продажу жителям.
На выезде из селения пост, где дежурный записывает в журнал номер машины и данные пассажиров. Предупреждает, что к лагуне не подъехать. Дорога засыпана снегом, мороз – 14 ̊, высота – 4400 м.

Доедем, посмотрим, решают Бродяги. Горная дорога пустынна. Красота первозданна.


Некоторые скалы имеют названия. Эта — «пирамида»,

a эта еще ждет своего названия




Через 30 км ущелье Quebrada de la Troya. Несмотря на холод и ветер, красиво.

Возвращаясь, Бродяги сворачивают к часовенке, где и остаются, пытаясь спрятаться за ее стенами от холодного ветра.

Утром над местом стоянки безоблачное небо, в окружении низких туч.
Villa Union. Второе посещение Cańon del Triasico, надо же его показать Сафарю. Окраинами города,

через пересохшую реку

к месту проведения праздничных мероприятий в природном амфитеатре.

Наличие трассы для кольцевых автогонок – обычное явление для небольших аргентинских городов.

Cańon del Triasico.Солнечный день. Яркие краски гор.





Прощание с близкими друзьями и Хорхе, который отныне для Пилота — брат. Брат по духу и мировоззрению. Пакетик с орешками для Штурмана, бутылка домашнего вина экипажу в дорогу. Не хочется расставаться, возможно, навсегда.
Вновь по 40-ой дороге.



Между Villa Union и Chilecito закрытый для проезда старый участок дороги, построенный в 1919 – 1928 г.г. с крутыми поворотами, гранитными скалами, еще сохранившимися гранитными блоками, ограждающего глубокое ущелье, известное как Cuesta de Miranda.



Когда – то дороги строили на века. Сейчас по ней прогуливаются Бродяги, автомобили проезжают выше, по новому участку.
Сафарь едет по новой еще строящейся дороге вдоль реки Миранда


и к ночи прибывает в Chilecito – колыбель горнорудной промышленности Аргентины.
Расположившись на задворках АЗС с видом на тихую улочку, экипаж пробегает по ночному городу в поисках овощей.
С 1904 года в городе действовала грузовая канатная дорога длиной 35 км, ведущая на вершину горы Фаматина, видимую из города.

В ее вагонетках доставлялась руда, содержащая золото, серебро, свинец, медь и железо, добываемая на шахте Mexicana до железнодорожной станции. Затем вагонами перевозилась в порт, а оттуда в Европу. Некоторые вагонетки приспособлены для доставки ценного груза, некоторые для пассажиров.

Сейчас этот памятник инженерному искусству ржавеет над городом,

рельсы железнодорожной станции не прогибаются от тяжести составов.

Любители сувениров пытаются отбивать с вагонеток чугунные эмблемы германского производителя из Лейпцига.

Доехав до городка Famatina, известного мировыми запасами золота и девятилетней борьбой 3500 местных жителей против четырех золотодобывающих компаний, пытавших разработать запасы в ущерб экологии, и в конце концов, свернувших производство,

экипаж замечает хорошее место для ночлега на территории АЗС, с водой, позволяющей заняться стиркой и приготовлением ужина.
C первыми лучами зимнего июльского солнца Бродяги выдвигаются к шахте Mexicana, находящейся в горах на высоте 4400 м. Шахта закрыта, но осталась наземная дорога, подвластная полному приводу.
Асфальт сдает свои права через 8 км.

Выписывая синусоиды Сафарь набирает высоту.

Горы меняют цвет быстрее восприятия.



На высоте 2745 м дорога идет вдоль карниза каньона del Ocre (Охра) (28 ̊54.162 – 67 ̊41.272). Далеко внизу петляет и переливается всеми оттенками желтого река.

Спуск к реке. Не о ней ли пела группа «Кристи» в песне «Yellow river» в далеких 70-х?

Пилот окунает руки в воду и заливается счастливым смехом.

Догоняет Патрол с менее мощным мотором и бразильскими туристами на борту. Маркос организовывает туры на своем Патроле из Chilecito. (www.salirdelcrater.com.ar)

Поговорив о машинах, шоферы садятся за баранки. Бродяги пропускают вперед знающего эти места.

Поднимаясь все выше и выше дорога идет по обледенелому каменистому руслу реки.

Подключается полный привод. Все чаще снежные заносы преграждают путь. Пока их удается преодолевать. Сносит.

Поднатужившись, Сафарь выбирается.
Застрявший в глубоком снегу Патрол откапывается водителем. Туристы снимаются на снегу. Высота 4004 метра. До шахты остается три км подъема по глубокому снегу. Пешком идти тяжело из – за большой высоты. Рубиться по снегу? Посовещавшись, Пилоты машин решают отказаться от этого экстрима.

С легким сердцем после просмотра фотографии шахты в мобильнике Маркоса – отверстие в горе. Туристы уезжают. Бродяги выпивают по кружке горячего чая

и возвращаются вслед.

Остановка у края каньона еще раз взглянуть на желтую реку в лучах заходящего солнца.

Осторожный спуск.

К ночи вернуться в Famatina, остановиться на знакомой АЗС и упасть от впечатлений прошедшего дня.

По 78-й дороге к месту проведения одного из этапов ралли Париж – Дакар.

Поворот к святилищу – Nińo de Gualco. Дом в окружении тополей и сада. Хранительница открывает Бродягам двери, чтобы увидеть предмет паломничества многих людей – образ младенца Христа, вырезанного из камня, сидящим в кресле и держащим мир, найденный в этой местности неподалеку. Бродяги поклоняются образу и отправляются в дальнейший путь.


По 135-й провинциальной дороге к Medanitos.

Отсюда грунтовкой к Taton – маленькому селению, зажатому горами и песками.


Церковь Seńor de la Agonia. В 1946 году в этих местах четырнадцатилетний паренек в русле пересохшей реки нашел золотое распятие Христа, которое хранилось в его семье. Когда он умер в 33 года, это явилось знаком, связавшим находку со смертью, и стало началом поклонения распятию, которое не осталось безучастным к молитвам и просьбам местных жителей.

О ралли свидетельствуют едва видимые широкие колеи от грузовиков.


Fiambola. Ночь на АЗС.
8 июля. Заправка полных баков по карточке, дальше берут только наличными.

На проводах попугаи изображают ласточек.

Возвращение на 40-ю дорогу. Здания украшены флагами и полотнищами национальных цветов.

Рядышком заброшенная железная дорога.

и к вечеру в г. Belen.

Парковка у подножья горы. На вершине с высоты 300 метров над городом возвышается статуя матери с ребенком – хранительницей города.

Несмотря на поздний час километровая тропинка к монументу заполнена народом. Сверху открывается вечерний город, живущий своей жизнью.


Вдоль тропинки красивые кактусы, как не потрогать, решает Штурман и тут же истекает кровью. Пилот вынимает шипы, похожие на рыболовные крючки.
9 июля – столетие независимости Аргентины. В этот праздничный день Бродяги сворачивают с 40 – й дороги на 43-ю.




и добираются до городка El Peńon,

жители которого специализируются на экскурсиях к Campo Piedras del Pemoz – к полю природных изваяний из пемзы.
Пополнение запасов питьевой воды и продолжение пути.


Через 8, 5 км указатель на пемзовые поля (26 ̊28.829 – 67 ̊20.254),

еще 30 км гребенки,

переметенной песком в некоторых места, где водителям не 4WD-х машин приходится поработать лопатой, в том числе и учителям географии одной из школ Кордобы, выехавших на выходные открывать интересные места.
Поле простирается на километры.


Ветер, песок, солнце хорошо потрудились, создавая произведения искусства из материала, выброшенного взрывом вулканического слоя земли. То, что предстает перед взором Бродяг – великолепное творение.




Можно гулять часами среди природных изваяний, угадывая на что они похожи, но пронизывающий ветер загоняет в машину.
Решено ночевать здесь, на высоте 3250 м. Жалкая попытка укрыться от ветра за фигурами из пемзы. Ветер здесь живет и находит возможность как поиграть с путешественниками.
Ужин. Тост за процветание Аргентины и ее жителей. Ночь. Ветер играет с багажником в пароход, отчего тот издает гудки и раскачивает Сафарь.
За ночь двигатель прогревается дважды – минус конкретный.
К утру ветер стихает. Воспользовавшись затишьем, Бродяги гуляют среди глыб невероятных форм.



На одну из них усаживается Пилот, покачивая ножками, Штурман улыбается…
Возвращение…

на 43-ю дорогу, которая вскоре теряет остатки асфальта и только широкая грунтовка уходит вдаль.

Ветер устраивает пыльные танцы.

По обе стороны возвышаются черные вулканы в окружении застывших лавовых полей.





На одном из вулканов выложена надпись «Bienvenidos Antofagasta». Вскоре на АЗС поселка Antofagasta de la Sierra. Заправка самим дорогим ДТ за все путешествие по Южной Америке – 24 песо за литр (≈ 125 руб.) Ветер носит по поселку тучи песка и пыли.

Прижавшись к стене дома, выложенного из самодельных глиняных кирпичей, экипаж засыпает.
Утренняя очистка воздушного фильтра и проверка креплений.
La Puna – высокогорное плато–пустыня на высоте 3500 – 4500 м вдоль Анд. На языке индейцев–кечуа — «высокое место». На сотни километров безлюдье и, соответственно, нет АЗС и связи. Бродяги собираются проехать по плато, чтобы увидеть вулкан Сono de Arito – правильной конической формы. Набор высоты, сильный холодный ветер, низкая серая облачность не способствуют желанию покинуть машину и любоваться причудливыми формами вулканической деятельности.


Лишь две машины, поднимая пыль, проносятся мимо.

Пейзаж меняется и только унылая колея припорошенная снегом простирается вверх.

Ржавый указатель, свидетельствующий о высоте 4434 м, заставляет задуматься о правильности выбранной дороги. Сопоставление карты и маршрута в GPS, проложенного через поле камней, где не то что машины, нога человека не ступала, приводит к выводу, что поворот к вулкану был пропущен километров 50 назад. Высокогорье и, как результат нехватка кислорода, видимо, сказались на умственных способностях Бродяг.
Вперед по неизвестному маршруту.

Облачность приглушает краски. Открывается солончак Sаlar del Hombre Muerto (солончак мертвого мужика). Сверху видны две дороги, объезжающие его слева и справа, и одна через него, прямая, как стрела. Конечно же, по прямой.

Спуск к соленой поверхности.

Выбранная дорога ведет по буграм высотой 35 -40 см.

Похожа на езду по шпалам вдоль дороги «тысячи ручьев» на Кольском полуострове, но покруче. Внутренности организмов, сами организмы и весь шмурдяк в салоне не находит себе места. Сафарь перескакивает с кочки на кочку, пока не появляется похоронный звон заднего амортизатора, проскакали всего каких – то 50 метров, а впереди еще 8 км кочек. Не желая распадаться на атомы, экипаж сдает назад.
Объезд солончака по левому берегу. На горизонте столб пыли от машины, объехавшей «мужика» справа.
«Солнца, солнца», умоляют Бродяги.

Мольба услышана. Проступают краски. Желтая, коричневая, золотая. Остановка. Внимают всю красоту явления просторов.


Вот такое оно, плато – La Puna: суровое и нежное, ветреное и солнечное, безжизненное и живое.
На федеральную трассу №51 – налево Чили, но Бродяг еще ждут красоты Аргентины. Федеральная трасса ничем не отличается от дорог La Puna. Гравийка, ветра и высоты.
Крохотный поселок Olacapato. На центральной площади и заброшенной железнодорожной станции одни собаки.

Только тонкие струйки дыма над домами. Ветер такой силы, что крыши укреплены автомобильными шинами.

Редкие прохожие в куртках и капюшонах. Одежда в серой пыли, как будто все они работают на разгрузке цемента.
Пыль носится ветром над домами, железнодорожными путями и над Бродягами. Укрывшись от него за стеной фельдшерского пункта, экипаж ужинает и спит тревожным сном на высоте 4037 м, поднимаясь прогревать двигатель.
К утру в салоне -7 ̊.


Ветер не стихает. Чья – то добрая рука посадила рядом с фельдшерским пунктом единственное в поселке деревце и оградила его пологом от ветра.

Ветви растрепаны ветром, но оно, бедолага, держится. Хочется, что бы выстояло и выросло.
Встречные грузовики не видны в пыльных облаках. Через 20 км ручей, протекающий рядом с дорогой, парит. Руки в воду, а она горячая. Да, это дар Божий. Остановка. Купание и стирка.


На ледяном ветру белье замерзает. Руки приходится отогревать в ручье.
Ниоткуда появляется маленький индеец с киркой в руке. Киркой добывает корни кустарников для печи. От него экипаж получает полезные сведения – погранпереход в Чили по дороге №51 закрыт в период большого снега в Чили. Бродягам остается одна дорога №52, чтобы попасть в пустыню Атакама (Чили) или же уезжать в Боливию. Pedicacion, так звать собеседника, просит на память книгу на русском языке.

Получив в подарок книгу об Уссурийске, прощается и бодро уходит в горы. Бродягам туда же.
Дорога все круче. Горы все выше.



Перевал 4560 м и медленно вниз. Автомобильную дорогу сопровождает железная. Она то идет рядом, то исчезает в стороне, чтобы появиться вновь.
Построенная в начале XX века железная дорога Salta – Antofagasta (Чили) является одной из самых высокогорных в мире.
Высшая точка железнодорожной линии 4220 м – виадук Polvorilla (высота самой конструкции – 64 м, длина 224 м). Строительство дороги было завершено к 15 –ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября 1932 года. Автор проекта — американский инженер Ричард Маури.

Сейчас виадук — достопримечательность и к нему ходит туристический поезд «Tren a las Nubes» (поезд в облака), отправляющийся из Salta.
В San Antonio de los Cobres, в одном из самых отдаленных и высокогорных городов Аргентины, поезд делает остановку.



Останавливаются и Бродяги. Заправиться ( ≈ 90 руб. за литр ДТ) и заночевать на АЗС на высоте 3770 м.
Утром проверка технического состояния Сафаря. Потеряна гайка на стабилизаторе поперечной устойчивости, поврежденная резьба нарезается вновь из имеющегося набора плашек.
Ясным и холодным утром по дороге 40 в Cachi. Подъем в горы.

Через 46 км на пике подъема – 4996 м.

Медленный спуск. Встреча с недавними знакомыми – учителями географии. Они безуспешно пытаются подняться по обледенелому участку. Развернувшись, Сафарь помогает учителям его преодолеть, взяв на буксир.


С уменьшением высоты появляются кактусы, поля и небольшие городки.

Черно – желтый пейзаж меняется на оттенки розового.




Город Сасhi. Съезд к реке. Ужин на берегу под легкий запах сероводорода. Жители просыпаются рано.

Открываются многочисленные кафе, рестораны, сувенирные лавки.



Здесь, как и во всей стране продолжают отмечать многодневный праздник Независимости. На лотках раскладывается местная продукция – домашняя выпечка, сыр, вино

и сладкий молотый красный перец. Осенью все склоны этой местности пылают красным пламенем. Теперь он расфасован в пакетики.

Перекусив местными эмпанадосами с мясом,

Бродяги продолжают свой путь по 40-ой, но уже гравийной и пыльной дороге. Как часто эта дорога меняет свой имидж.

Посторонний звук в салоне может издавать предмет снаружи. Например, шнорхель.



Каньон Sayar. Съезд на берег реки и встреча с Томасом и Гектором, путешествующих на Рэме.

Они друзья – ветераны войны на Мальвинских островах. Сейчас вместе отмечают праздник.

Экипаж выражает уважение к ветеранам. На прощание друзья оставляют визитки, если что… звони.
Ночь на берегу реки на высоте 1700 м под ярким звездным небом.

Quebrada de las Flechas – ущелье Стрел. 15 – 20 млн. лет назад тектонические плиты сдвинулись, сложив в гармошку поверхность земли. Под воздействием ветра и дождя пейзаж приобрел вид стрел.


Винная дорога. По обе стороны виноградники.

Не все выдерживают конкуренцию, но посидеть, просто так, у стены старой бодеги приятно.

Остановка в крохотном запыленном селении Payogastilla.




Маленький городок по пути – Сан Карлос. Храм San Carlos Borromeo, 1854 года постройки.



На центральной площади есть все, что угодно душе туриста: сувениры, изделия народного творчества, хлеб, вино и



эмпанадосы с пылу – жару.



Посещение действующей бодеги на въезде в г. Cafayate. Cмотреть на оборудование, изготовляющее вино и не выпить – не интересно.

Город заполнен туристами. Все развлечения для них – кафе, бары, живая музыка. Местное мороженое вкусное, но Бродяги отдают предпочтение сливочному на первом этаже московского ГУМа.


На центральной площади лотки с сувенирами и обязательным домашним вином. Край – то винный.

Несколько шагов в сторону от площади, чтобы оказаться на тихих старых улочках, видевших – перевидевших человеческих страстей за столетия.


Занавески, совсем как у бабушки…

Кафедральный собор “Нашей сеньоры Росарио де Кафайяте». Светлый, солнечный.



Картинки для деток с замечательными наставлениями: «Молиться за живых и умерших»,

«Принимать тех, у кого нет своего дома и паломников»…

С годами эти наставления меркнут у взрослых, их затмевают другие, из взрослой жизни, которые не найдешь в храме, но когда – то, однажды, детские картинки вновь засияют у кого – то раньше, у кого – то позже, а у кого – то в последний день.
От Cafayаte на 68 – ю дорогу. Несколько десятков километров в сказочный мир — Quebrada de las Conchas (ущелье ракушек). Указатели к смотровым площадкам не позволяют проскочить мимо.
Los Colorados встречает красными воротами и аэродинамической трубой несущей пыль.

Последние туристы быстро фотографируются на входе, не решаясь идти по каньону.



Сделав вечерние снимки, Бродяги прячутся от ветра за большую колючку. С надеждой, что ветер утихнет, они засыпают. Ветер благожелателен. К утру успокаивается.
Бродяги идут по руслу высохшей реки (зима), открывая сказочный мир ущелья…




… тут задуматься о вечном в самый раз…

Las Ventanas (окна). Окна, через которые смотрят небеса.


Сказка продолжается…




El Obelisco (обелиск).

Виды потрясают…

Маленький жилой домик у дороги. Семья торгует сувенирами, хлебом и вином. В клетке зеленый попугай. Он говорит: «Hola! – Привет!» и заливается детским смехом. Добродушные ламы позволяют сделать совместное фото на память.

Горы краснеют по мере захода солнца. С высокого берега реки Las Conchas замечается съезд. Сафарь укрывается от ветра под крутым склоном, в окружении растительности.

Светает. Экипаж отправляется в космическое путешествие по ущелью Yesera. В полном одиночестве, не ощущая одиночества, они бредут по сухому руслу реки в окружении слоистых гор.




Остановиться, присесть, успокоиться от нахлынувших эмоций.

То, что остается в тебе навсегда…

Возвращение в лагерь (28 ̊58.605 – 065 ̊45.352).

Пламя костра в ночи. Не сон ли день и эта ночь?
18 июля. Понедельник. 10-ый день праздника Независимости. Народ продолжает гулять, Бродяги продолжают наслаждаться фантазией природы.
El Fraile (Монах).

Casa de los Loros (дом попугаев).

El Sapo (жаба).

Серая ковровая дорожка асфальта по обе стороны выткана захватывающими пейзажами и деталями.




El Anfiteatro ( амфитеатр). Здесь угадывается древний водопад тысячелетиями низвергавший потоки воды и исчезнувший в небытие, оставивший удивительную акустику этого природного концертного зала.



Garganta del Diablo (глотка дьявола) переполнена народом.

Дорога, петляя, уводит из волшебного ущелья,

на перрон забытого вокзала городка El Carril.

В магазине через дорогу покупка 5-ти литровой бутыли белого вина «Торронтес», в пекарне – сладкая выпечка. Сегодня праздник – 2 года путешествия. Стакан Пилота и стопочка Штурмана, наполненные замечательным вином, поднимаются за экипаж, за добрых людей, за тех, кто всегда с ними… за дорогу!
19 июля. Salta – столица одноименной провинции. Город основан в 1582 году испанским конкистадором Эрнандо де Лерма.
Решение двух задач: получение визы в консульстве Боливии и смена масла в двигателе.
С утра у дверей консульства по ул. Mariano Boedo,34 ( неподалеку от автобусного терминала). В папке заранее подготовленные документы.
Быстрое заполнение анкеты. Сотрудник консульства, изучив документы изрекает: «Все в порядке, завтра в 8-00 визы будут готовы».
Смена масла посложнее, чем получение виз. Несколько часов уходит на поиск подходящего автосервиса: то низкие ворота не позволяют заехать, то масло не то; то не принимают карту к оплате; то загибают несусветную цену – 8000 руб. на наши деньги.
Наконец мастерская найдена. Работники рады помочь путешественникам. Покупка масла – синтетики Motul, замена бесплатна. Обмен наклейками. Подъем на вершину холма с которого виден весь город. Подняться можно по канатной дороге, пешком и на автомашине. Место популярное у жителей и гостей. Парк с водопадом, смотровые и детские площадки.


Канатная дорога закрывается. Водопад останавливается. Народ разъезжается по домам. Охрана разрешает остаться.
Ночной город красив. Любой город ночью красив огнями, может потому, что они похожи на посадочную полосу аэродрома, когда вот – вот шасси коснутся долгожданной земли.

Огни бледнеют и гаснут. Огромный город с высотными зданиями, храмами и площадями просыпается.
Бродяги снижаются в город.

Памятник Мартину Мигелю де Гуэрмосу – губернатору, организовавшему оборону города во время войны за независимость очень популярен для групповых съемок.

Сафарь остается смотреть на памятник, а экипаж бродит по старинным улицам, заходя под своды величественных храмов.
Церковь Nuestra Seńora de la Candelaria La Vińa



Собор — Сatedral Basilica



Горсовет.

Церковь San Juan Bautista de La Merced


Церковь San Francisco





Монастырь San Bernardo

Поблагодарив консульского работника за визы (в настоящее время они отменены для россиян), Бродяги покидают Salta.

21 июля. San Salvador de Jujuy – столица одноименной провинции. Местные жители называют город кратко – Хухуй. Такого города и такой провинции в русских справочниках не существует. Есть Жужуй. Реакция аргентинца на вопрос, как проехать в Жужуй, будет аналогичной реакции русского человека, если тому предложить поехать на жуй, — куда, куда??? Во имя благозвучности теряется смысл.

Столица поменьше и потише Salta.





На этом фоне, открытая в здании железнодорожного вокзала (функционировавшего до 1991 года)

выставка полицейского снаряжения выглядит, как EXPO – 2016.
Экспозиции






и встречи с интересными людьми – оружейником Фабрицио

и экспертом Иваном.

Им есть о чем поговорить с Пилотом – о путешествиях.
Полицейская тема не заканчивается. Пилот заходит в музей полиции. Штурман гуляет по центральной площади.
Единственный посетитель музея из России. Сержант Мануэль проводит его по залам, рассказывая историю полиции провинции.


У портрета генерала Хосе де Сан Мартина останавливается. Это отец нашей нации,- Мануэль произносит имя генерала с уважением. Интереснейший человек в генеральской форме. Родившись в семье богатых землевладельцев, он в возрасте 6 лет переезжает с родителями в Испанию. Юношей бросает выбранную родителями семинарию и избирает путь солдата. Завербовавшись в испанскую королевскую армию, сражается в Африке и Европе. Во время оккупации Испании (1808 – 1812 г.г. ) войсками Наполеона возглавляет партизанский отряд. Личное мужество Хосе сочетается с талантом полководца.
Не соглашаясь с политикой метрополии в Южной Америке, возвращается в Аргентину и присоединяется к освободительной борьбе против испанской короны.
В 1814 году становится командиром Северной армии аргентинских патриотов. С армией переходит через Анды в Чили, где вместе со своим соратником Бернардо О, Хиггинсом разбивают испанские войска. Добившись независимости Чили, отказывается от предложенной должности верховного правителя Чили.
В 1819 году отказывается выполнять приказ президента Аргентины принять участие в разгоревшейся гражданской войне.
В 1819 – 1820 г.г. возглавляет перуанский легион и изгоняет испанские войска из Перу, провозглашая независимость. Возглавляет первое правительство Перу, но через год возвращается в Аргентину и вскоре уезжает в Европу, не принимая участия в продолжающейся гражданской войне.
Когда Аргентине угрожают внешние враги, предлагает свою помощь, но президенты Аргентины ее не принимают от человека, обладавшего честью офицера, знаниями полководца и авторитетом в войсках. Правители боялись его больше внешних врагов.
Умер в 72 года во Франции, завещав похоронить скромно. В наше время Хосе де Сан Мартин — национальный герой Аргентины.

Служба в полиции, а увлечение небом. Мануэль знает боевые самолеты России. В его мобильнике видео полетов « СУ — 29».

Прощание. С полицейским журналом Пилот идет навстречу Штурману.
9 –ая дорога забирается на север провинции.

Покупка хлеба в лавочке небольшого придорожного селения. Где можно остановиться на ночлег? Пожалуйста, на наше футбольное поле,- отвечает продавщица и добавляет, у нас спокойно. Сафарь пристраивается неподалеку от подачи углового. Ночью включается освещение для тренировки команды.

Утром, под удивленным взглядом совы, Бродяги собираются в путь.

«Девятка» приводит в городок Tumbaya. Церковь de Nuestra Seńora de los Dolores y Nuestra Seńora de la Candelaria 1796 года.

Здесь покоится часть останков генерала Lavalle, участника гражданской войны, жившего в противоречиях. Даже после смерти его тело было разорвано на части и захоронено в разных местах. Рядом могила безымянных солдат армии генерала Бельграно, погибших в сражениях за независимость Аргентины в 1812 году.
В нише церкви маленький брат русского Царь — колокола, возрастом в 326 лет с отломленным кусочком на ширину спичечной коробки.

Фигурка San Espedito – командира 12 –ой роты Римского «молниеносного» легиона, Святого, почитаемого в Аргентине. Помогает всем, кто искренне верит в его помощь при решении сложных вопросов.

Крохотный поселок. Пластиковая доска на стене дома. Имена 15 местных жителей, арестованных во времена диктатур только лишь за то, что думали иначе. Как можно найти в таком отдаленном маленьком селении врагов государства?! Находили. Семеро имен бесследно исчезли из жизни. Боже, как же похожа Аргентина на Россию своей кровавой историей. Список имен заканчивается призывом: «Nunca Mas! – Никогда больше!».

Поворот на Purmamarca. Через 6 км лотки с сувенирами.


Продают все, даже родную землю.

Полицейский, следящий за порядком. Пыльная улица заполнена множеством туристических автобусов и легковых автомашин, толпами туристов и торговыми рядами.




Стоит остановиться на улице, как тут же несется местный житель взимать плату. Загнав Сафарь в конец, куда не добегает сборщик, Бродяги уходят в поселок на рекогносцировку местности. Очередь, чтобы подняться за деньги на небольшую горку с видом. Отсутствие очереди, чтобы подняться на крутую гору с восхитительным видом бесплатно. Маршрут изучен. Можно пройти через горы пешком, а можно сделать круг на машине, останавливаясь для осмотра с тем же эффектом. Найдено место для ночной парковки под горой у частного владения.
К вечеру от частного владения отделяется фигурка, которая вырастает в местного жителя, интересующего у экипажа в порядке ли их документы. Получив утвердительный ответ, предлагает питьевую воду. Экипаж благодарит, воды в достатке.
Утром маршрут против часовой стрелки. С остановками и пешим подъемом в гору.





В завершение, перейдя через автотрассу пеший подъем на вершину горы, откуда открывается поражающая воображение гора семи цветов.


Сувенир в подарок и возвращение на девятую дорогу.

Maimara.
Это невозможно представить!Радуга сошла с небес на окружающие горы, преломившись под острыми углами.



Tilcara.
Археологическая столица провинции. На землях индейцев Pucara остатки древних индейских сооружений.

Здесь же индейцы торгуют разноцветными фетровыми шляпами с широкими полями. В подобной ходил Незнайка из Цветочного города. Штурман в оранжевой шляпе смотрится весело. Шляпа, поехали с нами, говорят Бродяги, она с радостью соглашается глотать пыль дорог.

Восьмикилометровая грунтовка приводит к местной достопримечательности – Gorganta del Diablo (глотка дьявола). Очередная глотка и, видимо, не последняя. Решившиеся посетить это темное место в жару, поднимаются по тропе круто вверх, а затем лежат на камнях, приходя в себя. Не видя радости на их лицах, Бродяги посмотрев на глотку издалека, возвращаются в городок.


Проехав совсем немного по асфальту, съезжают на берег ручейка, который весной превратится в бурную реку Rio Grande.
24 июля. Высота 2600 м. В салоне +4 ̊. Умывшись в ручье и согревшись кофе, экипаж выбирается из прибрежных зарослей на девятую дорогу.
Huacalera.
Солнечные часы у дороги для тех, кто не знает который час.

Сувениры из кактусов и глины, веселый осел очень похож на персонаж мультфильма «Бременские музыканты».


Храм XVII века.

Отель и школа в здании 1825 года постройки.

Бродяги едут дальше…



Uquia.
Храм 1691 года и рыночек для туристов



Солнце припекает.
Humauaca – историческая столица провинции. Памятник борцам за независимость севера.

Церковь 1641 года постройки.


Не задерживаясь в городе, еще 27 км серпантинного затяжного подъема по каменистой гребенке 73 –ой дороги мимо машин с поднятыми капотами. Не дотягивают до высоты 4361 м, когда температура двигателя на красной черте. Теперь и Сафарь сдается, подняв белый капот.
Симпатичная билетерша выдает пропуск к смотровой площадке Hornocal (23 ̊11.827 – 065 ̊11.588).

Десятки машин замерли перед распахнутой картиной буйства цветов.



Возвращение в закатных лучах солнца.

Дежурный полицейского участка разрешает стать на ночевку рядом с их личным транспортом. Узкие улочки ночного городка, зажженные фонари,

крестный ход, сопровождаемый взрывами петард, напоминают о колониальном прошлом городка.

Уснуть не удается из – за собачьей свадьбы или свадьбы собак. Брачующиеся четвероногие и их многочисленные гости веселятся до пяти утра. Безопасная ночевка была обеспечена бессонной ночью. Хмурые Бродяги собираются в дорогу, а гости валяются по кустам. Хорошо погуляли, по – людски, думает Пилот.

С девятой дороги съезд на пыльные серпантины 133 –ой дороги, ведущую в провинцию Salta к городку Iruya.


Далекие поселения над крутыми обрывами и нежно – розовые оттенки гор на голубом небосводе.




Открывающиеся виды скрадывают течение времени.
В узкие улочки Iruya пропускают автотранспорт местных жителей и постояльцев гостиниц.

Регулировщик отправляет на берег реки. У церкви, как принято, небольшой базарчик, отдыхающие туристы на камнях мостовой пьют матэ.


Со смотровой площадки вид на противоположную сторону ущелья у которого примостился городок и парковка с Сафарем.

Возвращаясь, экипаж останавливается у брода через реку, освежиться в ледяной воде и попить чайку. Дождавшись пока местный автобус уезжает вперед на достаточное расстояние, чтобы не глотать за ним пыль, Сафарь поднимается в горы.

Асфальт девятой дороги вместе с заброшенной железнодорожной веткой ведут в городок Tres Cruces.


Поблизости от населенного пункта разноцветные горы, будто рулеты, вывернутые наизнанку, названы Хребтом Дракона. Фантазия природы неисчерпаема.

Когда – то крупная железнодорожная станция, теперь запустенье.



Высота 3700 м. Холодный ветер гоняет пыль по улицам, заставляет редких прохожих в капюшонах втягивать голову в плечи и поскорее исчезнуть.
Оживление лишь на автотрассе, ведущей в Боливию. Жандармерия перекрыла дорогу, проверяя автотранспорт.
Парковка на улице неподалеку от таможни, где периодически вздыхают грузовики, пока водители оформляют груз. Ночью прогреть двигатель, в салоне –2 ̊.
Утренние съемки Хребта Дракона


и в городок Abra Pampa для дозаправки топливом. Впереди 500 км марш – броска по безлюдному высокогорью в пустыню Атакама.
Abra Pampa.


Топливо за наличные. Банк – карточка – песо. Мякоть говядины в лавке, чтобы еще раз насладиться вкусом аргентинского мяса, прежде чем уехать в Чили.

Баки с топливом — «до полного». Девушка Лиза обращается за помощью. Она и ее друг из Франции, путешествуют по Южной Америке на корейском микроавтобусе. Автобус не заводится. Сафарь таскает его за собой – безрезультатно. Есть ли запасной топливный фильтр? Нет. А что есть? – Ничего. Дотащив микроавтобус к автомеханику, экипаж прощается. Опыт ребят напоминает о необходимости залить в топливный бак «антизамерзайку».
79 –ая пыльная грунтовка пустынна до горизонта.

Засада жандармерии на контрабандистов. Бродяги им не интересны, жестами указывают проезжать мимо. Индеец с семьей на стареньком «пежо» просит воды в радиатор и жене. Поделиться водой в пустыне со страждущими – святой долг.
Выезд на асфальт трассы №52, ведущей в Чили.
Остановка у солончака – Salinas Grandes, площадью 6000 км ², длиной 250 км и шириной 100 км. Жители окрестных деревень, перекрыв съезд к солончаку веревками, организовали бизнес. Выезд на соленую гладь платный – 200 песо с машины с обязательным гидом в шляпе, которого надо брать с собой, чтобы он прокатился 3,5 км до соляных промоин.
Избавившись от наличных, купив топливо и мясо, Бродяги избавляются и от необходимости иметь гида, который бы все равно не поместился бы в салоне. Можно ли посмотреть соляную поверхность пешком и бесплатно. Вопрос удивляет, ответ вдохновляет. Оставив Сафарь на парковке у лачуги «турбюро» экипаж, спешившись, идет по соляной дороге также быстро, как склоняется солнце к горизонту.

Промоина – Ojo del Mar (глаз моря) на закате дня.

Последние туристы рассаживаются по машинам и разъезжаются.

В полной темноте Бродяги идут по белой дороге. Над ними Млечный путь и росчерки падающих звезд.
Укрывшись за «турбюро», экипаж, истекая слюнками жарит мясо на ужин.
По дороге к Чили еще несколько мест для осмотра солончака: соляной дом с лавками из соли, соляные сувениры и соляное производство.



Туристы, подпрыгивая над белым пространством зависают в воздухе на фотоснимках. Зависают и Бродяги.

Штурман изучает древний, как мир, способ добычи соли.



Вот и граница. Переход Paso de Jama.

Миграционная служба и таможня двух государств в одном помещении. Переход быстрый. До свидания, Аргентина! Ни одна страна не была так похожа на Россию, как Аргентина! Ни один народ не был похож на русских, как аргентинцы! Так показалось Бродягам, но это их личный вывод.
Здравствуй, Чили!
27 дорога спешит в San Pedro de Atacama. Набор высоты: 4000 м – 4400 м – 4830 м. Впереди чадит туристический автобус. Долгожданный спуск


и новый подъем до 4832 м и так еще 150 км.



Затяжное снижение в полной темноте, только ловушки по правую сторону для тех, у кого, не дай Бог, откажут тормоза, штук, эдак 20. Торможение двигателем иначе тормозные колодки просто сгорят. Вдали огни ночного города. Справа темный силуэт вулкана Licancabur.
Узкими улицами в поисках АЗС «Copec». Навигатор показывает, что прибыли к месту назначения, а заправки нет. Добрые люди подсказывают, где начинается лабиринт в котором прячется единственная заправка в городке.
В тупике, отгороженном от основной дороги драным деревянным штахетником, отчего путь к АЗС и стал лабиринтом, ночует аргентинский микроавтобус. Сафарь становится неподалеку.
День начинается с пустой фруктово — овощной – молочной корзиной после перехода чилийской границы, которую необходимо наполнить. Поиск супермаркета приводит к неожиданной встрече с Максимом – парнем из Полтавы. Встреча с земляком в пустыне Атакама равна нулю, но чудеса происходят. Максим – вселенский путешественник, на время остановившийся здесь поработать в турбюро. За его плечами опыт, который подтверждает мнение Бродяг, что решившемуся изменить свою жизнь, мир открывается.

Получив от Максима ряд полезных советов, экипаж к вечеру отправляется в расположенную неподалеку Лунную долину – Valle de Luna. Въезд платный – 3000 песо с человека. Оставив Сафарь на парковке, экипаж по узкому каньону в плотной толпе туристов, поднимается на гребень. Муравьиным ручейком народ топает к видовой площадке, чтобы сфотографировать… себя на фоне пустынного пейзажа.


Возможно, так и выглядит долина на Луне, возможно, у Бродяг притупилось чувство восприятия, но они быстро возвращаются на парковку, спрашивая у себя, что это было. Дальнейшая прогулка прерывается сотрудником парка, объявившем о его закрытии.

Сумеречный вулкан Licancabur.

Вечер проходит за бутылкой вина и конфетами из айвы в автобусике, 1986 года рождения с Серхио и Валерией, путешествующих с юга Аргентины до Аляски.


Обмениваются наклейками и расходятся. Завтра рано вставать. Ребятам в Аргентину, а Бродягам на гейзерное поле, куда необходимо (так говорят в турбюро) почему – то прибыть до рассвета.
Выехав затемно, Бродяги не успевают доехать предрассветного поля. Стоя на развилке двух дорог, ведущих к гейзерному полю El Tatio, выбирают правую. Светает.


Навстречу несутся машины с туристами, их уже прокатили.
Наверное, есть смысл поручить себя незнакомому человеку и увидеть то, что он тебе покажет, не находясь в самостоятельных поисках. Параллельные путешественники.
Въезд на поле платный – 5000 песо с человека. Одни на гейзерном поле. Оно дышит, парит, плескается кипятком и разговаривает с Бродягами.






Здесь не существует времени. Можно не спеша окунуться в живую воду, ощутить дыхание планеты.

Привести в чистоту одежду, в порядок мысли и перекусить сваренными в кипятке яйцами.

Возвращение по другой дороге. Это и есть пустыня Атакама – самая засушливая на планете. По нескольку столетий здесь не было осадков, но климат меняется.




3 дня отдыха в городке. С утра улочки пустынны, закрыты бюро, наперебой предлагающих туры в пустыню, к звездам, кафе, рестораны, обменники …


к вечеру прилив туристов. Вайфай на площади позволяет поддерживать связь с другим континентом.
2 августа. День отъезда. Солярка по бакам и канистрам. Какой – то сбой на АЗС и карточка не принимается к оплате. Быстро к банкомату за наличными расплатиться за топливо. Таможня и миграционная служба для уезжающих в Боливию (и приезжающих из нее) в городке. С десяток микроавтобусов оформляют выезд туристов, чтобы довезти их до погранперехода.
Последние чилийские штампы в паспорта. 83 дня в Чили, как один день, яркий и запоминающийся на всю жизнь, но и эта страница перевернута.
Затяжной спуск для одних и такой же подъем для других с 2440 м до 4482 м. Сафарь не вытягивает. У него поднимается температура. Приходится открывать капот. Пока расширительный бачок булькает и фыркает, экипаж снимает дневной вулкан Licancobur.

Поворот налево. Отсюда к границе по грунтовке.

Вдали показывается домик с красно – желто –зеленым знаменем на флагштоке.
Итог: 165 дней и 11964 км по дорогам Аргентины и Чили. Стоимость одного литра ДТ: в Аргентине: от 11,54 песо (≈55, 6 руб.) на юге и до 24 песо на севере (≈120 руб.); в Чили: от 451 песо (≈45 руб) до 596 песо (≈60 руб.), чем дальше от крупных городов, тем дороже.

Добавить комментарий