Вокруг света. Часть 13. Из Грузии в травматологию | offroadvko.kz
21 Январь 2016

Комментарий

3
 Январь 21, 2016
 3

Пограничный переход. Вежливый и скорый.

Казбеги. Гергетский монастырь. Красивое место. Всегда разное.

 


IMG_9155
DSC_4552
Волны туристов завозятся «Деликами». Волны обступают храм, затем откатываются, кто идет к Казбеку, кто по окрестностям. Когда стоишь не один день, замечаешь многое. Вот две девушки в шортиках идут навстречу монаху, едва они проходят, как он начинает истово креститься, а эта группа туристов занимает противоположный склон, берут друг друга за руки и вместе читают молитву на незнакомом языке.
DSC_4513
Мы интересны коровьему стаду. Им нравится покачать рогами машину, загнуть зеркала, посмотреть, как ломается пластмассовый мухоотбойник и в завершение пометить свое пребывание лепешками, а любопытные лошадки все норовят заглянуть в салон, едва не спрашивая: «А что вы здесь делаете?»
IMG_9129
Нас знают местные собаки. Они не попрошайничают, хвостом не виляют, ведут себя с достоинством. Покормили – хорошо, нет и ладно. Одна из них, угрожающего вида, по собственному желанию, берется охранять наш лагерь. Забравшись под машину от палящего солнца, наблюдает за окружающим миром. Иногда уходит по своим делам, встретить там кого, или поговорить с другими псами. Сопровождает к источнику у храма, показывая, по ее мнению, интересные места.
IMG_9097
Крутыми тропинками спускаемся в Казбеги, покупаем хлеб, меняем деньги. На обратном пути в березках находим грибы. Исследуем пешеходные тропы. Незаметно проходит неделя.
IMG_9205
DSC_4613
DSC_4646
Крестовый перевал.
Летом арка Дружбы занята торговцами.

Отсюда виден водопад, который становится нашей целью.
DSC_4653
Проезжаем Гудаури и указатель «АрагвиГЭС», сворачиваем вправо и едем по технологической дороге. Недавняя непогода принесла с рекой камни. Останавливаемся, убираем неудобные, медленно ползем к дамбе.
DSC_4663
Дальше пути нет. Спешиваемся. Берем рюкзак, две бутылки с водой (день жаркий). Зачем – то Пилот бросает в рюкзак банку « килек в томатном соусе», кусок лаваша, обломок шоколадки, зажигалку, офицерский нож «Victorinox» и фляжку самогона, любезно подаренного в дорогу камчатским другом.
Полуденный зной и подъем по овечьей тропе, оказывается, не по силам Штурману и Пилот возвращает его к машине. Сам же шагает вверх. Общается с пастухами и выясняет неприятную деталь. Пройти к водопаду сейчас невозможно. По реке глубоко (по шею), а по суше не спуститься в ущелье, но можно посмотреть пару небольших водопадов пройдя по пастбищу. Пилот благодарит и в сопровождении огромных, лающих овчарок идет в указанном направлении.
DSC_4679
DSC_4676
Приятные водопады, но притягивает тот, к которому нельзя. Приблизившись насколько это возможно, Пилот заглядывает в глубокое ущелье с отвесными скалами.
DSC_4690
Возвращается по волчьей тропе вдоль ущелья и обнаруживает заросший кустами и травой склон, по которому диагональю можно спуститься к реке.
DSC_4711
Быстренько спускается и, перескакивая с камня на камень, приближается к цели, пока не упирается в бурный поток, который иначе, как по воде не пройти. Пробует дно. Глубоко. Набрасывает камней и проходит по грудь в воде, держа на весу рюкзак, дабы не замочить фотокамеру. Дальше уже топает по воде, по леднику, не особо выбирая путь.
DSC_4716
DSC_4722
К водопаду надо подойти вплотную, чтобы увидеть мощный столб воды, падающий на скалы и рассыпающийся в пыль. Строгий. Через несколько секунд объектив камеры в капельках воды.
DSC_4747
Возвращение. Окидывая взглядом склон по которому предстоит подниматься Пилот замечает такой же ниже по течению реки, но насколько короче будет путь, если им воспользоваться! Надо лишь пройти ледник — мост.
DSC_4763
По реке только вплавь, но есть риск замочить фотоаппаратуру, да еще бурное, сильное течение, рвущееся вниз, неизвестно куда и как вынесет. Решение: обойти ледник слева, вскарабкавшись по наклонной скале. Камера заматывается в забытую штурманом куртку, укладывается в рюкзак. Рюкзак на плечи. Пилот карабкается вверх и когда достигает вершины ледника, хватается за его кромку, которая рассыпается в крошку. Летит вниз, ударяется о камни, боль, но тут же срывается в бурный в поток, который проносит его под мостом, захлебываясь он пытается нащупать дно, ухватиться за камни, тщетно. Слегка поиграв, река выносит Пилота на маленький полуостровок к собратьям по несчастью – сброшенным деревьям.
Выбравшись из воды, Пилот пытается идти, но левая нога не желает ходить вообще, заявляя об этом острой болью. Выливается вода из ботинок, нога осматривается. Кости не торчат. Уже хорошо. С помощью шнурка, завалявшегося в кармане, поясного ремня, треккинговой и двух деревянных палок, подобранных здесь же, накладывается шина.
Необъяснимое спокойствие. Из рюкзака вынимается сухая (!!!) флисовая куртка Штурмана, одевается взамен мокрой рубашки. Придется ночевать здесь. Промокшая зажигалка сушится за пазухой. Откуда – то приходят мелодия и слова: «От героев былых времен не осталось порой имен, те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой…», с ними Пилот отпиливает ветви для ночного костра.
Дрова, сухая тина, щепочки готовы дать жизнь огню. Огонек зажигалки вспыхивает и гаснет. Разжечь костер не удается. Темнеет. Устроившись у самой воды на камнях под прикрытием мокрой рубахи развешенной на коряге — импровизированной защиты от ветра, дующего с ледника, Пилот понимает, что до утра не протянет. Ниже по течению реки обрывистый берег, на нем растет кустарник. Если на него забраться, он послужит естественным укрытием от ветра.

Подкрепившись лепешкой и кильками, Пилот забрасывает в рюкзак дрова и, используя две палки в качестве костылей, бредет по реке к спасительному берегу. Каждый шаг с болью, вырывающейся стоном, который не перед кем скрывать.
Дрова забрасываются в кустарник. Подняться по склону обычным образом не удается. Пилот ползет вверх по склону на спине, подтягиваясь на руках, упираясь здоровой ногой, волоча раненую и рюкзак.
В темноте укладываются дрова, образуя теплое, сухое ложе, а срезанные ветки кустов – одеяло. Под правой рукой нож, вряд ли сюда спустится волк, но все же.
Первая звезда на небе, мы называем ее Люсей. Кто – то зажигает их, одну за одной. Шум воды под обрывом. Заснуть не удается. Холод и боль. Тело пробивает дрожь. Из шины удаляется металлическая палка. Несколько глотков из фляжки, тепло в груди, секундное забытье. Два выстрела вдали. Может быть, Штурман обратился к пастухам и его уже ищут?
В то время, как Пилот устроился наблюдать за звездным небом, Штурман, не дождавшись, звонит по номеру 112 и попадает на дежурного полиции. Патрульная машина добирается до Сафаря, офицер выясняет обстоятельства, главные вопросы: «был ли Пилот пьян и имеет ли хронические заболевания». Вызывает по рации спасателей из Казбеги. Покричав и посигналив, спасатели откладывают поисковую операцию до утра, ночью в горах это бесполезное занятие.
Полицейская машина остается дежурить.
Пилот. Небо светлеет, звезды блекнут. Взгляд скользит по склону ущелья. Вначале пологий затем практически вертикальный, поросший травой скальник, на вершине кусты, низкие березки и небо. Подняться не сложно, если бы не… Сколько здесь еще лежать? В сознание приходит образ летчика Алексея Маресьева, который полз с перебитыми ногами по снегу 18 суток, а тут одна нога здорова, надо лишь взобраться к березкам, по травке доползти до пастбища, овчарки учуют, поднимут лай, придут пастухи, спасение.
Кусок шоколада, можно начинать восползание. Лежа на спине, упираясь ладонями и правой ногой, Пилот подтягивает тело, затем рюкзак. Пологий слон становится вертикальным, подниматься все труднее. Подтянувшись, приходится осматриваться, за что лучше зацепиться. Меняется тактика подъема. Вначале укрепляется палка, на нее рюкзак, затем подтягивается тело. Мучительная жажда. Как можно было не набрать воды, ведь лежал в нескольких сантиметрах от струящейся жизни! После каждой остановки надо отдышаться, здесь Пилот позволяет себе маленький глоток живительной влаги плещущейся на дне пластиковой бутылки. Где-то приходится стоять лишь на каблуке ботинка здоровой ноги, вцепившись в пучки травы, оставив раненую висеть в воздухе. Три часа подъема. Далеко внизу шумит река, высота такая, что если сорваться, то помощь не понадобится. Констатация факта, не более.
Березки протягивают свои ветви. Пилот забрасывает рюкзак, подтягивается на локтях… и река скрывается. Одежда высохла. Жажда мучительнее боли. Воды нет, но Пилот помнит, что по пути есть ручеек, надо только доползти.
С реки доносятся голоса. Пилот поднимается, изо всех сил раскачивает березку и что-то кричит. Через минуту на склоне появляется парень в черно – оранжевой куртке. Пилот хрипло: «Вода есть?!» Ему протягивается бутылка. Выпивает литр. Жизнь продолжается.
Сообщив по рации, что Бродяга жив, бригада спасателей из Казбеги вызывает лошадь и, забросив на нее Пилота, аккуратно спускается с гор.
DSC_4781
Штурман подзабыл, как пользоваться механической коробкой передач и один из спасателей садится за руль Сафаря. Доставляют экипаж Бродяг в полицейский участок, долго ждут пока пишутся объяснения по существу происшествия (звонок по 112 требует официальной реакции).
Перевозят в поликлинику Казбеги и отдают в руки хирурга из Тбилиси — Бадри, доктора медицинских наук,который накладывая гипс на ногу Пилота, объясняет, что это самый легкий перелом в здешних местах, чем радует Пилота и Штурмана.
Подвозят к границе. Прощаемся с нашими спасителями. Замечательная же у них профессия.
Штурман садится за руль, Пилот на пассажирском сиденье в свежем гипсе и с березовым посохом. Сафарь почувствовав неуверенного наездника, ревет, срывается с места, проскакивает пограничного офицера, на лице которого изумление сменяется ужасом, внезапно останавливается и глохнет. Офицер открывает дверку машины и… все понимает. Находит в армянской машине, следующей в Россию пассажира с водительскими правами, который и перевозит экипаж в Россию.
Ночуем у кафе. Отмечаем благополучный исход и засыпаем. Нога Пилота напоминает о себе. Утром Штурман обращается на пост ДПС за помощью. Офицер останавливает попутку с осетинскими номерами, один из пассажиров, имеющий водительское удостоверение садится за руль и по дороге во Владикавказ с увлечением рассказывает о своем крае.
Снимаем на сутки комнату в городе. Штурман заказывает такси и везет Пилота в травмпункт, оттуда в приемный покой больницы, где Пилота забирают из экипажа, откачивают из колена кровь и укладывают на больничную койку, обещая сложную операцию на колене. Пилот спорит с врачами, утверждая, что через месяц пойдет в горы. Врачи смотрят на него, как на капризного ребенка и увозят в травматологическое отделение.

Разделенный экипаж на следующий же день соединяется. Самый главный врач, выслушав Штурмана, дает указание заму по хозяйственной части перегнать Сафарь на территорию больницы, а заведующему отделением выделить Штурману свободную койку. Жизнь продолжается и в больничных стенах, порой здесь и заканчивается. Чего только не наслушаешься в палатах, чего только не насмотришься в больничных коридорах.
Консилиум врачей отмечает положительную динамику у Пилота, Штурман покупает костыли, а родственник соседа по палате перегоняет Сафарь во двор частного сектора на проспекте Коста, где экипаж Бродяг снимает комнату.
Вы бывали в одесском дворике? Если нет, приезжайте во Владикавказ. Здесь все знают друг друга и знают все о каждом. Мы окружены заботой армяно – осетинских семей, принявших нас. Каждый день Бэла приносит хаш. «Быстрей кости зарастут», — она говорит это с непередаваемым акцентом. Предупреждают, когда во двор принесут свежее мясо или рыбу. Приглашают на дворовые вечерние посиделки или праздник.
Постепенно Пилот начинает ходить, а затем и прогуливаться со Штурманом по городу.

два осла

два осла

Красивый город, красивые люди. Тенистые улицы, одноэтажные вековые дома и множество маленьких продуктовых магазинчиков в этих домах, где стоимость товара меньше, чем на рынке, где продавцы и покупатели знаю друг друга с детства. Вкус осетинских пирогов, купленных в квартале от нашего пристанища, описать словами невозможно от обилия слюны выделяемой тот час же.
20150815_121956
По вечерам люди выходят посидеть на лавочке у своего дома, поговорить, пощелкать семечки и убрать за собой веничком, пристроенным рядышком. Атмосфера добрососедства, оставшаяся в воспоминаниях детства.
Последние дни августа. Наша жизнь в этом замечательном городе завершается. С трудом отдираем дикий плющ, опутавший машину и проникший в салон. Прощание с жителями дружного двора.
IMG_9342
Станица Архонская. Сдерживая обещание, заезжаем к семье, которая, как и мы, живет на колесах. Сидим в вагончике за столом и на стульях, сделанных мастером — хозяином дома, восторгаемся кулинарным талантом хозяйки и… чувствуем себя учениками. Сложная судьба дана этой паре, но стремление быть счастливым, иметь свой дом с огромной кухней для приема гостей и никогда не сдаваться перед жизненными обстоятельствами, всегда оставаясь людьми, настолько сильно, что веришь, что все у них будет. Помоги им, Господи!
Эльхотовские ворота. Разминаясь, прогуливаемся по аллее к источнику и увлекаемся сбором алычи и грецких орехов.
Пятигорск.
Идем к Провалу. Навстречу парочки отдыхающих обсуждают процедуры.
DSC_4825
IMG_9402
DSC_4815
Бронзовая фигура Остапа Бендера с натертым носом и пачкой билетов. Громкоговоритель транслирует его речь, обращенную к посетителям Провала.
IMG_9406
Присоединяемся к одной из экскурсий и выведываем их план на сегодняшний день, из коего представляет интерес место дуэли М. Ю. Лермонтова. Так уж складываются путешествия, что они нечаянно проходят в тех местах, где жил поэт.
Некогда теплый осенний день привел нас в Тарханы, где прошло детство поэта, теперь к месту его гибели.
DSC_4830
Совпадение ли, душевная ли близость, выраженная в строках: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!… люблю — за что, не знаю сам – ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям.. дрожащие огни печальных деревень, люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез…», назначает вневременные встречи.
Дорогой на Карачаевск к Медовым водопадам. У указателя «конезавод» сворачиваем налево . Пыльная грунтовка приводит к смотровой площадке, ставшей местом ночевки.
IMG_9422
Утром с первыми туристами оплачиваем вход.
IMG_9448
Спускаемся к конгломерату постоялых дворов, кафешек, сувенирных лавок, музеев, зооуголку. Здесь разрешается пить, закусывать тем, что предлагают лавчонки. Дальнейшее поведение туристов предсказуемо…
DSC_4892
DSC_4837
DSC_4839
DSC_4840
DSC_4844
DSC_4849
DSC_4896
IMG_9453
На стенде сувенирной лавки замечаем книгу с нехарактерным для здешних мест названием «Океанский проспект». Не наш ли проспект? Листаем. Наш, Владивостокский. Спасибо, Светлана Переславцева.
DSC_4846
Водопады хороши. Приятно, что к нему может подойти и ребенок. Замечательное место для семейного отдыха.
DSC_4861
IMG_9445
Красивой дорогой на Карачаевск.
DSC_4910
DSC_4934
DSC_4936
Ищем и находим подарок другу в Лабинске.
Село Косты Хетагурова спрашиваем дорогу к храму. Парень указывает на гору Шоана. Белеющий на вершине высокой горы храм завораживает. Обелиск Святому Георгию. Здесь поворот налево. Завидев многолюдно подворье, останавливаемся, уточняем дорогу. Тут же знакомимся. Тож зовут Володя. Разговор, откуда и куда. Едете в Лабинск? К другу? К другу надо. Погостите и возвращайтесь. Дорога к Домбаю невероятно красивая. Остается верить и надеяться, что вернемся.
Серпантин ведет к храму Святого Георгия. Небольшая площадка для парковки.
IMG_9478
Свежеокрашенная лавочка и чистота. Штурман готовит ужин, Пилот в зарослях лещины срывает орешки.
С первыми лучами солнца поднимаемся к храму. По одну сторону горы — затерянный мир Конан — Дойля, по другую – оживленная трасса.
IMG_9481
DSC_4955
DSC_4966
Храм 10 века великолепен и безлюден. В него просится жизнь. Искушение подняться на вершину горы, на ней плато и тисовая роща. Неокрепшая нога Пилота и благоразумие берет вверх.
Далеко внизу по серпантину медленно идет человек с палкой в руке и рюкзачком за плечами. Турист, наверное. Он подходит к нам, сидящим на лавочке. Садится рядом. Его зовут Миша. 74 года (никогда бы не дали, настолько молодо выглядит). Небольшого роста. В кепочке. На висках капли пота. Уже много лет приходит сюда. Убирает в храме. Приносит свечки. По воскресеньям сюда на службу поднимается заезжий батюшка. Желаем доброго здоровья.
IMG_9487
Псебай – Никитино.
Проезжаем насколько возможно, оставляем машину у начала пешеходной тропы. Навстречу мокрые туристы. Спрашиваем, далеко ли до Никитинского водопада. Улыбаются, скоро увидите.
То, что предстало нашему взору настолько неожиданно, что мы расхохотались. С огромной слоистой скалы стекала струйка воды не толще, чем у водопроводного крана
DSC_4989
Может ли такой водопад восхищать? Может. Всего лишь представить, как в чашу с 35 метровой высоты низвергается столб жидкого серебра. Довольные увиденным, окунувшись в живительную струю горного ручья,
DSC_5009
выбираем ночлег на берегу реки Малая Лаба. Костер из собранных здесь же сухих деревяшек. Полнолуние.
30 августа. Лабинск. Не планируя загодя попасть на день рождения к другу – это свыше. В гаражах завариваем трещину на двери, подлечиваем дверной замок (ненадолго) и уясняем одну электрическую проблему.
Краснодар.
Специализированная краевая инфекционная больница (ул. Седина, 204). Прививаемся от желтой лихорадки к будущему путешествию в Южную Америку.
20150903_104116
Пишут, что организм может отреагировать недомоганием, повышением температуры. Не дожидаясь возможной реакции, выезжаем из города на Ейск – ст. Должанская.
Узкая песчаная коса и мертвая лесополоса. Теплое Азовское море.
DSC_5049
Машин мало. Народ отдыхает в свое удовольствие, не общаясь с соседями. Ежедневные прогулки по прибрежке укрепляют ногу Пилота. Выходные дни наполняют мертвый лес машинами, палатками и мусором. Культура отдыха претерпела изменения в лучшую сторону. Прежде чем покинуть стоянку, отдыхающие убирают свой мусор в пакеты, которые оставляют здесь же. Обратная дорога обустроена мусорными баками, но их используют, вероятно, жители других планет.
IMG_9601
Чайки
Волны ласкают берег, птицы выстраиваются в ряд и дружно топотят лапками по песочку, затем клювами что-то выхватывают. Становимся неподалеку. Повторяем их движения, стопы ног щекочут рачки. Учеба.
DSC_5255
Броневичок
На песчаной косе появляется инкассаторская ГАЗель с нижегородскми номерами. Супружеская пара живет в бронированной машине, путешествуя по России. После того, как подверглись нападению в КБР (к счастью, обошлось без потерь), испытав сильнейший стресс, сменили «девятку» на списанный бронированный микроавтобус. Теперь полная безопасность, но на ночь на косе не остаются, уезжают в Ейск. В следующий приезд они становятся рядом на ночевку. Страх вселяется в одно мгновенье, уходит годами.
DSC_5279

Остановка в дачном поселке в Подмосковье.
20151005_172630
Штурман летит во Владивосток. Пилот занимается организацией переезда на американский континент: переписка с транспортными компаниями Европы, возвращение депозита в РАФе, получение шенгенской визы, перевыпуск сбербанковских карт Visa и Mastercard, подготовка машины и множество других мелких дел сопутствующих непростому решению. За время путешествия курс доллара меняется не в нашу пользу. Но мы страстно хотим увидеть мир, возможные ограничения только укрепляют нашу уверенность.
Голландская «SCL Rotterdam» берется доставить Сафарь в контейнере до Бразилии. Согласовываем сроки доставки автомашины в Роттердам и Бразилию.
Минское шоссе. Смоленск.
Все же числа обладают магическими свойствами. Например, число нашего номерного знака совпадает с числом номерного знака, выданного Дефендеру в Смоленске. Ну и что из этого следует? Ничего. Но можно поинтересоваться о людях в машине с такими же знаками. Потом встретиться и понять, что близким душам выдают одинаковые номера.
Пилота ждут в Смоленске. Женя, Анна и Дефендер – путешественники по жизни. Когда мы говорим о дорогах, их глаза сияют. Чудесная встреча.
IMG_9649
Следующий день посвящен Сафарю. Ребята помогают заменить масло в двигателе и давшие течь резиновые патрубки. Продукты в дорогу и Ipod с картами Навитела, призванного подменить GARMIN, вдруг отказавшего принимать сигналы спутников. Прощаемся.
Обязательно заехать в Катынь. Поклониться братьям – полякам, оставшимся навеки в смоленской земле. Тихо, умиротворенно, печально здесь.
Начинает глючить Ipod. Пилот связывается с Женей и получает инструкцию по перезагрузке.
Навигаторы категорически не желают работать. Двигаясь по дорожным указателям Пилот въезжает в центр Минска и благодаря замедленному движению успевает заметить как красива столица. Выезжает на Гродно, ориентируясь по Солнцу.
За городом сворачивает на пустынный проселок, останавливается. Выдергивает навигаторы, выносит под отрытое небо. Почувствовав неладное, навигаторы быстренько находят спутники, заявляя о преданности Пилоту. Закрепляются на своих местах, программируется дорога до Роттердама. Машина трогается и тут же останавливается. Спутники покинули небо Беларуси.
Жизнь в СССР понять невозможно, но жить можно было. Считая себя законченным гуманитарием, после школы Пилот, естественно, подал документы на исторический факультет, естественно, провалился, и, естественно, пошел в рабочий класс. Очень был удивлен, когда государство за счет производства отправило его на курсы ДОСААФ изучать радиопеленгатор. Удивлен тем, что закончил курсы с отличием, научившись читать радиосхемы, отличать резистор от диода и что запах канифоли напоминает сосновый бор.
Одному СССР было известно, зачем Пилоту, прятавшему учебники по истории в ящиках с ЗИПом, знать АРП-6 (автоматический радиопеленгатор), но именно оттуда в сейчас пришло понимание, что внешнее постороннее электрическое колебание мешает навигаторам принимать сигналы спутников. Последовательно отключаются все приборы в машине. Доходит очередь до китайского USB MP3 плейера. Стоило вынуть его из гнезда прикуривателя, как навигаторы тут же сообщили о готовности вести по маршруту.
Гродно. Пробежка по центру города. Мойка двигателя и днища автомашины под личным контролем. Заправка топливом. Ночной переход границы.

П О Л Ь Ш А

Зеленый коридор. Беглый досмотр машины. Пограничники рисуют на карте маршрут движения к крепости Осовец. Переночевать можно на стоянке дальнобойщиков.
Подъем в 6 утра. По узким дорогам, проезжая небольшие местечки с редкими прохожими, следуем в Twierdza Osowiec.
Оказываемся у ворот войсковой части. Как проехать в крепость? Служивый задумчиво поглядывает на номерные знаки и поясняет, что крепость осмотреть можно лишь с разрешения министерства обороны, которое вы навряд ли получите, легкая улыбка на его лице. Улыбка понятна нам обоим.
Офис Biebrzanskego народного парка. Любезно предоставляют возможность позвонить в Варшаву и договориться о встрече с друзьями, а также воспользоваться WiFi. За 3 злотых прогулка по природному парку и осмотр разрушенных второго и четвертого форта крепости, (первый и третий на территории действующих войсковых частей). Визитка нашего путешествия прикрепляется к карте парка.
IMG_9653
Крепость Осовец – героическая и забытая страница 1-ой Мировой войны (из детства помнится, что бабушка называла эту войну Империалистической). Здесь, 6 августа 1915 года после длительной и безуспешной осады крепости, немецкие войска применили против ее защитников — русских солдат и офицеров отравляющий газ – хлор. Именно здесь, 100 лет назад горстка выживших отравленных солдат под командованием подпоручика Владимира Котлинского, задыхаясь от кашля, отхаркивая кровью, ушли в последнюю штыковую контратаку, страшным видом своим, обратив в бегство немецкую пехоту. Много лет спустя этот подвиг назван «атакой мертвецов».
Пришел приказ об отступлении и крепость взорвали. В 1924 году во время разбора завалов одного из казематов, из — под земли раздался голос: «Стой! Кто идет!». 9 лет нес службу бессменный часовой несуществующей армии несуществующей страны. Выйдя на поверхность, он ослеп от яркого солнечного света, а после передачи польскими властями Советской России его имя было забыто навеки.
В начале шестидесятых годов прошлого века на черно – белых экранах телевизоров появилась передача «Рассказы о героизме». Ее ведущий — Сергей Сергеевич Смирнов, человек с умными и уставшими глазами, проникновенным голосом рассказывал о неизвестных подвигах безымянных героев недавней войны. Передача была невероятно популярна близкой и горькой темой войны. После ее выхода в эфир находились свидетели, очевидцы и страна узнавала имена героев, а семьи – судьбу отца, мужа, брата. Так мы узнали о защитниках Брестской крепости.
Часовой первой мировой был первым из его «Рассказов о неизвестных героях», изданных в 1963 году. Надежда, что мы узнаем имя русского солдата, не оправдалась.
Протоптанные дорожки ведут Пилота мимо запрета прохода к развалинам форта №2. Пояснительных надписей нет. Чужая история забытой войны.
DSC_5396
DSC_5391
DSC_5411
Через дорогу деревянная вышка и экологическая тропа, позволяющая наблюдать за жизнью болота. Стенд с описанием обитателей местной фауны.
Варшава.
Встреча с Миреком и Пшемеком, предпочитающих грунтовки асфальту, проехавших Россию и Монголию на ГАЗ-69, добравшихся до Владивостока и благополучно вернувшихся в Варшаву.
DSC_5439_cr
Утренний вид из окна квартиры Пшемека напоминает Пилоту о его родном городе, запрещенном для посещения. Хорошо, что есть похожие места, навевающие атмосферу детства.
Пшемек успевает прикупить Пилоту харчей в дорогу. Прощаемся.
DSC_5441
Патрол Мирека выводит из города, обнимаемся. Что сейчас на душе у друга Пилот знает. Когда – то на проспекте 100-летия Владивостоку, он провожал взглядом удаляющийся потрепанный ГАЗ-69 с двумя путешественниками и едва удерживал себя, чтобы не броситься вдогонку.
Замечено, что в Польше и Германии стоимость топлива на трассах дороже, чем в городах. Германия.
Двигаясь по автобану, успеваешь заметить в стороне от дороги старинные замки, но их время еще не пришло.
Голландия. Воскресный вечер.
DSC_5445
До Амстердама 50 км. Замедленное движение не предвещает ничего хорошего. Съезд на парковку. Ужин за столиком в окружении сосен. Любимые песни из отрытого окна. По незнакомой трассе проплывают спешащие домой огоньки.
Уроки геометрии в утреннем небе Амстердама.
IMG_9656
Сафарь готовится к морскому путешествию. Закрепляется такелаж. Стравливается газ из баллона. Завтрак. Сегодня предстоит расставание.
Shiedam – пригород Роттердама.
DSC_5474
Навигатор приводит к офису логистической компании «SCL Rotterdam». Сафарь загоняется на склад, где уже ждут своего путешествия весьма недешевые машинки. С помощью электрокары снимается багажник. Сдаются ключи. Двери не запираются. Миловидная представительница компании по имени Мишель угощает чашечкой кофе и огорчает сообщением, что согласованные сроки отправки машины сдвигаются на неделю. Сидеть в порту и ждать неделю… Пилот забирает из салона незапланированный багаж – фотокамеру и в надежде на скорую встречу прощается с верным четырехколесным другом.
DSC_5466
Амстердам.
Встреча с друзьями – путешественниками Рутгером и Тью, однажды добравшимися до Владивостока на 60-ом Крузаке. Как будто и не расставались.
DSC_5479
IMG_9659
Выпив пива, по просьбе Пилота разрешают проблему, заказывая в Германии новый фильтр для очистки воды, прежний по глупости Пилота заморожен в горах Кыргызстана. В ожидании доставки Пилот устраивается в мусульманском квартале в хостеле «WOW», расположенном в бывшем корпусе инженерного училища. Каждый день, позавтракав, отправляется в пешее путешествие по городу, к вечеру возвращается, устраивается во внутреннем дворике хостела, и, протянув уставшие ножки, попивает настоящий «Амстел» с голландской селедочкой и лучком. Калейдоскоп мыслей, что этот город не кажется чужим; квартал «красных фонарей» — это забавно, а «Rijks» музей — интересно; каналами можно любоваться вечно; на улицах запросто можно оказаться под колесами велосипеда; все же олюторская селедка вкуснее, чем голландская.
IMG_9670
IMG_9676
DSC_5495
DSC_5505
DSC_5546
DSC_5537
DSC_5526
DSC_5560
DSC_5497
DSC_5564
DSC_5584
DSC_5608
DSC_5605
DSC_5630
DSC_5623
Фильтр в тубусе. Тубус в рюкзаке. Последний вечер в Амстердаме дарит встречу с ребятами из Словакии, США, Марокко и Одессы. Вероника разливает в стаканы сливовицу и мы пьем за мир и путешествия.
DSC_5662
Аэропорты: Хипсхол – Минск – Шереметьево.
Квартира друга в Жулебино. Здесь всегда тебе рады. Рюкзак заброшен в угол. Мы о чем- то говорим. Единство душ.
IMG_9804
Приглашение на покатушки в Смоленск. Штурманом. С радостью. Ночной бросок. Костер. Рубилово. Притопленные. Поломанные.
IMG_9691
IMG_9693
IMG_9718
IMG_9728
IMG_9734
IMG_9765
IMG_9752
IMG_9743
IMG_9746
IMG_9742
IMG_9786
IMG_9795
Как всегда пошел снег. Умеет природа украсить игры взрослых детей.
IMG_9799

3 responses on “Вокруг света. Часть 13. Из Грузии в травматологию

  1. DarthvadeR:

    Читал и очень сильно переживал. Хорошо что все закончилось хорошо! Фотографии просто шикарны! Пусть дальнейшие ваши приключения будут более безопасными!

  2. Татьяна:

    Очень интересный рассказ и очень сильные переживания за Пилота. Штурман тоже наверное ночь не спала.
    Безопасных незабываемых приключений!

  3. Thijs:

    Vladimir! Great pictures! It was great to see you in Amsterdam, all the best, we meet again 🙂 Thijs

Добавить комментарий